Календарь |
---|
« Январь 2011 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
FREEMIX
БлогГлавная » 2011 » Январь » 14 » Старый и новый стиль
14:04 Старый и новый стиль |
Отшумели новогодние праздники и начались рабочие будни. И как обычно, в новогодние праздники, мы вспоминаем о старом и новом стиле. Естественно, я думаю, что Вы прекрасно знаете, что новый стиль - это григорианский календарь, а старый стиль - юлианский. Но как возникли эти календари, и почему новый стиль не вытеснил старый мы сегодня и поговорим.
Календарь, который мы называем юлианским в действительности был создан не Юлием Цезарем, а александрийским астрономом Созигеном. А Юлий Цезарь, который был не только римским императором, но и верховным жрецом Рима ввел этот календарь в 45 году до нашей эры. К этому времени календарь, которым пользовались древние римляне, пришел в совершеннейшее расстройство. Римляне использовали лунно-солнечный календарь, в котором время от времени вставляется 13 месяц. Но за хорошую мзду жрецы иногда продлевали год, чтобы выборные лица (а в Риме выбирали на год) могли подольше сохранить свою должность, поскольку это было выгодно. В результате в исчислении времени царил беспорядок.
Чтобы избежать больших отклонений и ошибок Цезарь удлинил год, который мы называем сейчас 46 годом до нашей эры, на 3 месяца. Этот год стал самым длинным в истории и продлился он 445 дней.
В календаре, принятом Юлием Цезарем и получившем название юлианского, продолжительность года была установлена в 365 дней. Остаток был приравнен к 6 часам, и проблема несоответствия целого числа суток в году решалась введением високосного года. Високосным был каждый четвертый год: в нем вводился еще один день, полученный сложением остатков за 4 года (4•6 = 24). В Риме таким днем стал день 24 февраля или по принятому тогда порядку счета 6 день до мартовских календ (начала месяца). Дополнительный день назывался "биссектумом”, то есть "дваждышестым”. И от этого латинского слова образовалось наше слово - високосный.
Из латинского языка пришли и названия месяцев: пять из них возникли от имен римских богов: январь в честь бога Януса - бога дверей, входа и выхода, затем всякого начала, имеющего два лица - одно обращенное в прошлое, другое в будущее, отсюда и выражение "двуликий Янус”; февраль – бога Феба, аналогичного греческому Аполлону, март - в честь бога войны Марса, май в честь нимфы Майи, июнь в честь богини Юноны. Одно – апрель, возникло от прилагательного "априлис”, означающего "раскрывать”, "распускаться”. Два месяца были переименованы в честь римских императоров квинтилис в июль, в честь Юлия Цезаря, а секстилис в август - в честь его преемника Августа Октавиана.
Остальные названия "сентябрь”, "октябрь”, "ноябрь”, "декабрь” - это порядковые числительные. Соответственно "седьмой”, "восьмой”, "девятый” и "десятый”. Почему именно эти числительные – ведь сейчас это девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяц года? Дело в том, что первоначально римский год начинался 1 марта. В этом случае порядковый счет месяцев сдвигается на два места вперед, и названия соответствовали истине.
Христианская церковь восприняла и развила идею, что время – собственность Бога и, естественно, что именно она выступала в этот период как хранитель и регулятор времени. В основе христианского календаря, как уже говорилось, лежал юлианский календарь. Но, приняв юлианский календарь церковь не оставила его неизменным, а приспособила к своим нуждам, внеся в него движение Луны со сменой ее фаз. Это было вызвано необходимостью точной фиксации главного христианского праздника – Пасхи.
Пасха христиан исторически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времени Моисея, праздновалась евреями только в полнолуние. Поэтому возникла необходимость соединить в церковном календаре ритм Луны с ритмом Солнца. Как известно Иисус Христос был распят и погребен накануне праздника еврейской или ветхозаветной Пасхи, которую евреи праздновали в честь Исхода из Египта. Воскрес же Иисус на следующий день после праздника. По логике и в дальнейшем Пасха еврейская должна была предшествовать Пасхе христианской. Евреи используют лунно-солнечный календарь, который естественно не совпадает с календарем солнечным. День полнолуния перемещается по календарю в пределах 19- летнего цикла, после которого фазы Луны приходятся на те же дни месяца. Именно этот цикл был положен в основу христианской пасхалии.
Кроме того, у евреев Пасха отмечается в определенный день месяца, независимо от дня недели. В христианстве Пасха могла праздноваться только и исключительно в воскресенье. Собственно говоря, каждое воскресенье было Пасхой в миниатюре. Поэтому нужно было учитывать в календаре и цикл в 28 лет, когда к тем же числам месяца возвращаются дни недели. Именно соединение 28 летнего и 19 летнего циклов образуется Великий Индиктион, содержащий 532 года (28*19 = 532) – по прошествии которого расположение фаз Луны, дни недели и числа месяцев повторяются. А поскольку именно это сочетание ориентиров – фаз Луны и дней недели определяют главный христианский праздник – Пасху, то Великий Индиктион образует пасхальный цикл, то есть праздник Пасхи становится периодическим.
Чтобы обеспечить точное следование евангельским событиям – то есть сначала праздник ветхозаветной Пасхи, а затем Пасха христианская, составители христианской пасхалии несколько отошли от лунного календаря. Дело в том, что величина лунного месяца у евреев на 22 секунды превышает его настоящую величину. Поэтому приблизительно раз в 304 года образуется ошибка в одни сутки, и чтобы календарь не расходился с Луной нужно сокращать возраст Луны на один день. Если не соблюдать данное правило, то календарь постепенно разойдется с Луной, а, следовательно, с еврейским календарем и датами ветхозаветной Пасхи. Но именно это и нужно было христианским пасхалистам.
С 783 года Пасха христианская чисто астрономически не могла совпасть, а тем более предшествовать Пасхе ветхозаветной.
В результате всех этих поправок образовался очень простой и гармоничный календарь. Помимо прочего, к его достоинствам относятся: строгое чередование простых и високосных лет в ритме 3 – 1, одинаковое число високосных лет в столетии. То, что календарь был не совсем астрономически точным, мало беспокоило христианских богословов. Попытка достичь точности лишило бы календарь его главных достоинств – простоты и ритмичности. В то же время она вряд ли бы увенчалась успехом: как уже говорилось выше, абсолютно точно согласовать движение Солнца, Луны и звезд невозможно.
Кроме того, сакральный календарь средневековья упорядочивал время. Не он зависел от времени, а время в известном смысле зависело от него. Круг церковных праздников, освящая текущее время, одновременно как бы разрывал его своим выходом в вечность.
В представлении людей той эпохи, «Великая пасхальная седмица не могла быть функцией времени, а тем более зависеть от точности определения равноденственной точки и правильности лунных фаз. В этом смысле подвижный цикл традиционной христианской пасхалии с особенной силой подчеркивал свою независимость от фиксированного времени.
Собираясь как в фокусе, вокруг центрального праздника -Пасхи, система преходящих праздников и седмиц как бы спиралевидным движением разворачивалась из него по всему пространству годового круга, чтобы затем снова вернуться к нему в другом месте и времени и вновь, разойтись, освещая своим светом ту непроглядную «ночь времени», в которую был погружен мир в сознании средневекового человека. При этом естественно, сам ритм преходящих и непреходящих двунадесятых праздников, как и ритм всего церковного богослужения, стал неотъемлемым ритмом многих и многих поколений».
Всякий раз для изменения календаря требовалась либо революция, либо серьезные сдвиги в сознании людей. Таковым и был в Европе XYI век. Средневековье уходило в прошлое и сменялось Новым временем. Календарь еще хранили служители Бога – священники католической церкви. Но он уже ускользал из их рук. На место религии приходила наука.
Вряд ли это понимал папа Григорий XIII, пошедший на реформу календаря. Но он подчинил священную мудрость научному разуму. Время переставало быть священным. Календарь становился функцией астрономических законов механизированной вселенной. Сознание человека, стало более рациональным, перестало ощущать космические ритмы, переключилось на периодичность земных явлений, связанных с практической, утилитарной жизнью человека. Высшее достижение юлианского календаря – ритмы и цикличность – материалистический и прагматический ум стал принимать за ошибки в расчетах.
Главной недостатком юлианского календаря, по мнению критиков, была его неточность. Мы видели, что юлианский год длиннее солнечного (тропического) года на 11 минут 14 секунд. Эта погрешность, на первый взгляд совершенно незначительная, приводить к тому, что в течении 128 лет накапливается ошибка в одни сутки. В результате христианские праздники стали смещаться со своих мест. Так, например Рождество перестало совпадать с днем зимнего солнцестояния, к которому первоначально приурочивалось, праздник Пасхи стал смешаться к лету.
Чтобы избежать этого, папа Григорий решил провести новую календарную реформу. В 1576 году он созвал комиссию астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 году работа была завершена. 24 февраля 1582 году была издана папская булла «Интер грависсимас». Если юлианский календарь учитывал и сидерический и тропический год, в основу григорианского календаря был положен только тропический год. Дата весеннего равноденствия возвращалась на 21 марта, откуда она сместилась за прошедшее время, то есть ликвидировалась набежавшая к тому времени погрешность. Чтобы избежать новых погрешностей из последних лет каждого столетия лишь те считались високосными, число сотен лет в которых (то есть первые две цифры) делились на 4 без остатка. Например, 1600 и 2000 годы – високосные, а 1700, 1800, 1900 - нет. Таким образом, за 400 лет изымаются 3 лишних дня, что почти соответствует сроку накопления погрешности. (128 •3= 384).
Италия, Испания, Португалия, Польша перешли на новый календарь сразу. Последней датой старого календаря у них стал день 4 октября 1582 года. А следующий день был уже 15 октября того же года. Почему разница составляла 10 дней? Мы привыкли считать этот промежуток равным 13 дням. Но поскольку ошибка в сутки накапливается за 128 лет, разрыв между юлианским и григорианским календарем меняется. В XYI веке он составлял 10 дней. А в XX и XXI составляет 13 дней.
Таким образом, если 46 год до нашей эры стал самым длинным годом, то 1582 год стал самым коротким годом, для тех стран, которые перешли на новый календарь, ибо насчитывал 355 дней. В ближайшие годы на новый календарь перешли остальные католические страны: Франция, Люксембург и Голландия в декабре 1582 года, Австрия и Швейцария, германские княжества с католическим населением в течение 1583-1584 года, Пруссия в 1610 году.
Протестантские страны долгое время исходили из положения, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом». Переход на новый календарь в них произошел позже, в XYIII веке: в Великобритании это произошло, например, в 1752 году. Важно отметить, что решение о переходе на новый календарь принимали светские власти, тем самым, присвоив себе власть над временем. Важную роль играл авторитет науки, ибо с научной точки зрения григорианский календарь был точнее.
Православная часть христианства встретила реформу Григория 13 враждебно. Послы от папы с дарами и предложением перейти на новый стиль прибыли в 1583 году к Константинопольскому патриарху Иеремии 2. В конце того же года состоялся Константинопольский собор, который отверг предложения, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. Поэтому в России, Греции и патриархатах восточно-христианского мира сохранился юлианский календарь.
В нашей стране вопрос о переход с юлианского календаря на григорианский обсуждался неоднократно на протяжении 19 века. В 1829 году эта проблема рассматривалась в специальном Комитете при Российской Академии наук. Академия высказалась за переход на григорианский стиль. Ее мнение было предоставлено на усмотрение императора Николая 1 с заключением министра народного просвещения князя Ливена, в котором обращалось внимание на все неблагоприятные стороны намечаемой реформы. Император признал доводы министра «совершенно справедливыми» и дело было прекращено.
В 1863 году профессор Дерптского университета И. Медлер предложил свой проект реформы календаря. Согласно ему, поскольку ошибка в юлианском календаре накапливается за 128 лет, то именно каждый 128 год нужно считать простым, а не високосным. Таким образом, в 128 годах содержалось бы 97 простых лет и 31 високосный год по 366 дней.
Вновь вопрос о новом стиле был поднят в конце 19 века. В 1899 году при Российском астрономическом обществе была создана специальная комиссия для рассмотрения вопроса о реформе календаря. Комиссия провела 8 заседаний. В них принимал участие Д. М. Менделеев, высказавшийся за введение «нового русского» стиля на основе проекта Медлера. В конечном итоге именно это решение легло в основу постановления комиссии. Поскольку работа комиссии носила чисто научный характер, для окончательного решения материалы были переданы в Академию наук, которая образовала новую комиссию. Однако в скором времени государственная власть в лице обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева отклонила проектируемую реформу.
Переход к новому стилю в нашей стране произошел только после Октябрьской революции. 26 января 1918 года декретом Совета Народных комиссаров РСФСР был введен новый стиль. Последним днем старого стиля стал 31 января 1918 года, а следующий день был не 1, а 14 февраля. Таким образом, в нашей стране 1918 год насчитывал 352 дня. Православная церковь обсуждала это решение на Поместном соборе в 1917 -1918 года и в конечном итоге не приняла новый стиль и продолжает отмечать свои праздники по старому стилю, поэтому, например, мы отмечаем Рождество не 25 декабря, а 7 января.
Помимо уже указанных причин: гармоничности (соотнесенность сразу с движением Солнца, Луны и звезд), простоты, ритмичности юлианского календаря, главным препятствием к переходу на новый стиль является вопрос о Пасхе. При использовании григорианского календаря христианская Пасха может совпадать или предшествовать Пасхе еврейской. Как уже говорилось выше, именно нежелание праздновать Пасху в один день с иудеями и сохранить исторический масштаб: сначала Пасха еврейская, затем христианская – было одним из мотивов составителей пасхалии. С традиционной точки зрения менять время от времени последовательность этих событий в ежегодном памятовании о них – значит вольно или невольно искажать их смысл. Поэтому православная церковь остается верна старому стилю. А у нас появился ещё один праздник - Старый Новый год.
© nikbaranov.ru
|
Просмотров: 11162 |
Добавил: Владимир
| Рейтинг: 4.5/8 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|